ENG

 

Уважаемые граждане Российской Федерации и иностранных государств!

 

Мы приглашаем Вас принять участие в «Vом международном мероприятии
"Нобелевского комитета" (Королевство Норвегия и Королевство Швеция),
автора единой технологии когнитивного моделирования
и научного направления "Когнитивная информатика (компьютерная наука),
технология когнитивного моделирования
для системного и финансового анализа" ("АЕТ ТКМ СФА"),
академика (естественных) наук ("(ГМО) "АКЕН"") Ветрова А.Н.,
"Международной академии наук Высшей школы" ("МАН ВШ"),
"Российской академии (естественных) наук" ("РА(Е)Н"),
"(ГМО) "Академии когнитивных естественных наук"" ("(ГМО) "АКЕН""),
"Администрации города Санкт-Петербурга" и "Правительства РФ"
при поддержке "Президентов РФ и иностранных государств"
за счет средств бюджета, спонсоров, заинтересованных и "Нобелевской премии" –
процедура выступления с научными докладами и награждения в организациях-участниках,
вручения дипломов, медалей и "Нобелевской премии" в "Нобелевском комитете",
создания произведений как ценных памятников
архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства,
важных объектов исторического, культурного, художественного и научного наследия
для (не)резидентов на международном уровне,
демонстрации достижений в области технологии, архитектуры и строительства
в "Парке
50ти-летия Великой Октябрьской социалистической революции им. В.И. Ульянова (Ленина)"
и "Санкт-Петербургском
выставочном центре им. Брежнева Л.И." ("СПбВЦ")
на "Выставке достижений науки и технологии им. Собчака А.А." ("ВДНТ")
с проживанием в "Гостинице "Карелия"" ("Группа гостиниц "Интурист""
)».

 

Содержание печатной рукописи (научной монографии)
и содержание рукописных рукописей (лекции)
основного участника «Международного научного конкурса имени А. Нобеля»,
«
АЕТ ТКМ СФА», акад. (ест.) наук («(ГМО) "АКЕН"») Ветрова А.Н.
по номинациям
«Литература» и «Мир» («Проблемы миротворчества»)
(диалектико-материалистический подход в философии науки и техники)

«Знание это сила»

Френсис Бекон

«Философия науки без истории науки пуста,
а история науки без философии науки слепа
»

Имре Лакатос

 

I. Содержание печатной рукописи (научная монография)
диссертации на правах рукописи (в форме научной монографии)
на тему «Особенности развития теории информации и информационных технологий
на пороге
XXIго века»
на соискание ученой степени
Philosophy doctor (PhD)
по спец. 07.00.10 –
«История науки и техники»
и 09.00.08 – «Философия науки и техники»
«
АЕТ ТКМ СФА» Ветрова А.Н.
(научный руководитель: «Заслуженный деятель науки РФ»,
«
Почетный работник высшего профессионального образования РФ»,
действительный член «Российской академии гуманитарных наук»,
заведующий кафедрой «Философии» факультета «Гуманитарный» «СПбГЭТУ "ЛЭТИ"»,
доктор философских наук, профессор Котенко Виталий Павлович)
[она была создана в «Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете "ЛЭТИ"
имени В.И. Ульянова (Ленина)» («СПбГЭТУ "ЛЭТИ"») в 2004 г.,
1
том, 141 стр., 2004 г.,
она была депонирована в
«Российском авторском обществе» («РАО») в 2007 г.,
1 том, 141 стр., 2007 г.
и она будет защищена на территории иностранного государства]

Перечень определений

4

Перечень сокращений и условных обозначений

5

Введение

7

1. Основные понятия теории информации и характерные черты информации

10

1.1. Информация, ее свойства, информационное взаимодействие и информатика концептуально

12

1.2. Виды источников и потребителей информации

18

1.3. Особенности сбора и классификации информации

19

1.4. Процесс информационного взаимодействия и его структура

20

1.5. Основные подходы (критерии) к классификации характеристик информации

24

1.6. Принципы и уровни информационного взаимодействия

30

1.7. Спектр проблем информатики на пути информатизации как целевой вектор развития
информационной технологии

32

2. Понятие информационной технологии и ее виды

34

2.1. Информационная революция в общественных отношениях как фактор развития науки и технологии

36

2.2. Этапы развития информационных технологий

39

2.3. Требования и составляющие информационной технологии

43

2.4. Инструментальная база информационной технологии

45

2.5. Виды современной информационной технологии

49

2.5.1. Информационная технология получения данных

51

2.5.2. Информационная технология обработки данных

52

2.5.3. Информационная технология хранения данных

54

2.5.4. Информационная технология передачи данных

56

2.5.5. Информационная технология поддержки принятия решений

62

2.5.6. Информационная технология управления в технических системах

65

2.5.7. Информационная технология поддержки финансового анализа

66

2.5.8. Информационная технология управления на предприятии

72

2.5.9. Информационная технология бухгалтерского учета и аудита на предприятии

85

2.5.10. Информационная технология автоматизации документооборота на предприятии

104

2.5.11. Информационная технология защиты информации

107

2.6. Основные проблемы использования информационной технологии

109

3. Информатизация как процесс инкапсуляции информационных технологий

110

3.1. Сущность, цели и принципы информатизации

112

3.2. Общая классификация и сущность проблем информатизации

117

3.3. Социальные проблемы информатизации

122

4. Информационное общество и информационный рынок

128

4.1. Информационные ресурсы и секторы рынка информационных услуг

130

4.2. Информационное общество и информатизация науки

132

Заключение

137

Библиографический аппарат

141

 

II. Содержание печатной рукописи
«История и философия техники и информатики»
(научная монография)

Введение

3

1. Возникновение науки и основные стадии  ее исторической эволюции

7

1.1. Преднаука и наука в собственном смысле слова

7

1.2. Школьная наука и элитарная наука

8

1.3. Преднаука и развитая наука

9

1.4. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки

11

1.5. Университеты и мастерские

14

2. Техника как философская проблема

15

2.1. Понятие техники: генезис и эволюция

15

2.2. Образы техники в философии ХХго века

18

2.3. Техника и проблема человеческого бытия

23

2.4. Социальные и духовные параметры техники

25

3. Наука об информации и информационное общество в контексте философской рефлексии

26

3.1. Становление информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХго века

26

3.2. Информатика и общая теория систем

28

3.3. Теории информационного общества

30

3.4. Информатика как техническая наука

32

3.5. Эффективность представления знаний

33

Заключение

34

Библиографический аппарат

35

 

III. Содержание рукописных рукописей
(лекции)

Содержание лекций «Философия науки и техники»

Нормативные ссылки

Перечень определений

Перечень сокращений и условных обозначений

Введение

1. Философия науки и техники, круг ее проблем и античный образ науки

1.1. Философия науки: круг ее проблем

1.2. Проблемы генезиса науки

1.3. Философия техники: предмет и структура

2. Развитие европейской религиозной философии науки в средние века

2.1. Особенности философии и науки в средние века

2.2. Социально-культурный образ средневековой науки

2.3. Теоретико-гносеологический образ науки

3. Философия науки эпохи возрождения и нового времени

3.1. Особенности философии науки эпохи возрождения

3.2. Генезис и основные черты науки нового времени

3.3. Механистический эмпиризм

3.4. Механистический (математический) рационализм

3.5. Развитие образа науки европейской философии с XVIIго века до XVIIIго века

4. Развитие философии науки в русской философской общественной мысли

4.1. Проблемы генезиса науки в России

4.2. Философия науки русского средневековья и возрождения
с
XIго века до первой половины XVIIIго века

4.3. Образ науки в русской общественной мысли второй половины XVIIIго века

4.4. Образ науки в русской философии первой половины XIXго века

4.5. Образ науки в русской философии
со второй половины
XIXго века до начала XXго века

5. Образ науки в немецкой классической философии

5.1. Особенности философии науки в немецкой классической философии

5.2. Кант И. в философии науки

5.3. Гегель Г.В.Ф. в философии науки

6. Западная философия с конца XIXго века до XXго века

6.1. Сциентические концепции науки с конца XIXго века до конца XXго века

6.2. Антисциентическая философия науки с конца XIXго века до конца XXго века

7. Диалектико-материалистическая концепция философии науки

7.1. Особенности возникновения и основные школы диалектико-материалистической философии науки

7.2. Теоретико-методологические основы и проблемы
концепции философии науки Маркса К. и Энгельса Ф.

7.3. Развитие диалектико-материалистической концепции философии науки в России XXго века

8. Философские проблемы научной и технической реальности

8.1. Формы духовного освоения мира

8.2. Понятие и структура современной научной реальности

8.3. Новации и традиции в науке

8.4. Научные революции

8.5. Эпохи (ареалы) развития науки

9. Онтологические основания науки

9.1. Понятие оснований и философских оснований науки

9.2. Понятие онтологии и онтологические основания науки

9.3. Понятие объекта и предмета науки

9.4. Детерминистско-онтологические основания научного знания

10. Гносеологические основания науки

10.1. Понятие и структура гносеологических оснований науки

10.2. Идеалы научных и технических знаний

10.3. Идеалы и нормы обоснования и строения научного знания

10.4. Проблемы знания в системе искусственного интеллекта (компьютерная эпистемология)

11. Аксиологические основания науки

11.1. Формирование и развитие аксиологических оснований науки

11.2. Социальная и ценностная детерминация науки

11.3. Аксиосфера ученого и ценности науки

12. Философские проблемы современной науки (философские проблемы современного естествознания)

12.1. Понятие и структура философских проблем науки
(особенности философских проблем естествознания)

12.2. Основные философские проблемы естествознания

12.3. Философские проблемы философской космологии

12.4. Физические, химические и другие философские проблемы современной науки

13. Философские проблемы наук об обществе

13.1. Аксиологические проблемы наук об обществе

13.2. Гносеологические проблемы социально-гуманистического познания

13.3. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания

14. Философские проблемы современной технической и информационной реальности

14.1. Философские проблемы технической реальности

14.2. Философские проблемы информационной реальности

 

IV. Содержание рукописных рукописей
(рукописи)

Содержание рукописей «История и философия науки и техники»

1. Введение и проблемы философии науки (загрузить)

1.1. Аксиологические и методологические проблемы науки

1.2. Методология технического творчества

1.3. Исторические естественно-научные картины мира

2. Социальные проблемы генезиса философии науки в России (загрузить)

2.1. Общие принципы возникновения русской науки и философии науки

2.2. Чисто российские принципы в развитии науки

2.3. Отличие западной мыли и русской мысли в науке и философии науки

2.4. Основные черты русской философской мысли

3. Философские проблемы науки (загрузить)

3.1. Причины повышенного интереса к науке

3.2. Возникновение знаний о науке

3.3. Основные философские проблемы науки:
сущностной подход, содержательный подход и науковедческий подход

4. История философии науки (загрузить)

4.1. Основные понятия и определения истории философии науки

4.2. Точки зрения на историю философии науки: позитивизм, диалектический материализм и логика

4.3. Предмет и основные проблемы истории философии науки

4.4. Ареалы истории философии науки:
классическая наука, неклассическая наука, нео-неклассическая наука, пост-нео-неклассическая наука

4.5. Формационный подход истории философии науки: античность, средние века, новое время,
Европа с
XVIIго века до XVIIIго века и образ науки в немецкой классической философии

4.6. Разработка целостной философской концепции науки

4.7. Решение задачи о методе философии науки

5. Концепции генезиса науки (загрузить)

5.1. Общие подходы историко-научных исследований

5.2. Основные модели исторических реконструкций науки

5.3. Основные модели истории философии науки: кумулятивная модель и модель научных революций

6. Появление двух противоположных направлений в философии науки (загрузить)

6.1. Интернализм (Койре А. и Холл Р.)

6.2. Экстернализм (Мертон Р.К. и Кромби А.)

6.3. Теория научных революций (Кун Т.С.)

6.4. Теория кейс стадис

6.5. Концепции моделирования (Розенблюм А.С., Винер Н., Быков Т.В.)

6.6. Системная теория

6.7. Эволюционная теория

6.8. Информационная теория

6.9. Социо-культурная теория

6.10. Синергетическая теория (Хакен Г.)

7. Концепции развития античной науки (загрузить)

7.1. Концепция взаимосвязи формирования науки и философии

7.2. Позитивистская концепция (Конт И.М.О.Ф.К.)

7.3. Отпочкование науки (Рассел Б.А.У.)

7.4. Гносеогенная и социогенная концепции (Богданов А.А.)

7.5. Мифогенная концепция (Гегель Г.В.Ф. и Лосев А.Ф.)

7.6. Концепция отрицания: античной науки не было

7.7. Диалектическая концепция

7.8. Наука связана с появлением ряда факторов

7.9. Основные этапы развития античной науки

7.10. Исторический образ науки

8. Основные этапы развития и черты античной науки (загрузить)

8.1. Фундаментальные идеи и проблемы

8.2. Периодизация по смене объекта и задач философии науки:
натурфилософский (космологический) период (с
VIго века д.н.э. до середины Vго века д.н.э.)
(милетская школа, элеатская школа, пифагорейская школа и атомическая школа),
антропологический период (со второй половины
Vго века д.н.э. до конца Vго века д.н.э.)
(софистская школа и сократская школа),
систематический период (с
Vго века до IVго века д.н.э.) (платонская школа и аристотельская школа),
эллиический период (с
IIIго века д.н.э. до Iго века д.н.э.) (период завоеваний Македонского А.,
эпикурийская школа, стоицистическая школа и скептицистская школа)
и религиозный период (с
Iго века н.э. до VIго века н.э.)
(нео-платонистская школа и школа христианской мысли о зарождении науки).

8.3. Основные черты античной философии науки

9. Христианский рационалистический образ науки (загрузить)

9.1. Основные черты средневековой науки

9.2. Исторические условия формирования средневековой философии науки

9.3. Характерные черты средневековой философии науки

10. Социально-культурный образ науки средних веков
и теоретико-гносеологический образ науки средних веков
(загрузить)

10.1. Социально-культурный образ науки

10.2. Теоретико-гносеологический образ науки

10.3. Особенности религиозного рационализма

11. Религиозный рационализм и религиозный иррационализм (загрузить)

11.1. Особенности иррационализм

11.2. Особенности религиозного рационализма

11.3. Особенности религиозного скептицизма

11.4. Виды религиозного скептицизма

11.5. Особенности гуманизма

12. Религиозный скептицизм (загрузить)

12.1. Ортодоксальный религиозный скептицизм

12.2. Неортодоксальный религиозный скептицизм

12.3. Проблема существования Бога

12.4. Особенности взаимосвязи религиозного скептицизма и религиозного гуманизма

13. Генезис и основные черты науки нового времени (загрузить)

13.1. Структура научной реальности

13.2. Основные черты науки и философии науки нового времени

14. Основные формы передачи традиций внутри науки:
научная школа, научный колледж, научная дисциплина, научное направление,
область исследования и научное движение
(загрузить)

14.1. Особенности европейской философии с XVIIго века до XVIIIго века

14.2. Основные тенденции в науке нового времени

14.3. Образы науки в философии науки нового времени

15. Механистический рационализм
(математический рационализм Декарта Р. и законы И. Кеплера)
(загрузить)

15.1. Научная работа Декарта Р. «Правила для руководства ума»

15.2. Научная работа Декарта Р. «Рассуждения о методе для хорошего направления
и описания истины в науках
»

15.3. Познавательная деятельность человека основана на трех идеях (Декарт Р.)

15.4. Основные понятия Бога в космологической части учения Декарта Р.

15.5. Три закона механики как вечные законы природы (Декарт Р.)

16. Механистический эмпиризм (Бекон Ф.) (загрузить)

16.1. Научная работа Бекон Ф. «О значении и успехе знания, божественного и человеческого»

16.2. Научная работа Бекон Ф. «Новый Органон»

16.3. Научная работа Бекон Ф. «О достоинстве и приумножении наук»

16.4. Задача Бекона Ф. «Великое восстановление наук»

16.5. Классификация знаний (гуманистический принцип)

16.6. Познавательные способности человека: память, воображение и разум

16.7. Ассоциативные способности человека:
история, поэзия, литература и философия (теоретические науки)

16.8. Точки зрения на предмет исследования и природу: Бог, природа и человек

16.9. Натуральная философия (натурфилософия) и естественная философия (естественные науки)

16.10. Теория и практика: физика, мета-физика и способности человека разной природы

16.11. Идеалы человека в философии: род (племя), пещера, площадь, театр (теория)

16.12. Классификация идеалов и наук человека:
естественные идеалы (науки) и приобретенные идеалы (науки)

16.13. Анализ путей познания и научного познания: путь по рукам, путь по ролям и путь пчелы

16.14. Научное познание: путь по рукам,

16.15. Научное познание: путь по ролям

16.16. Научное познание: путь пчелы

16.17. Научная работа Бекон Ф. «Новый Органон»: человек слуга и истолкователь природы

16.18. Метод научного познания Бекон Ф.

16.19. Этапы индуктивного метода (таблицы открытий):
таблица присутствия, таблица отклонения, таблица сравнения и степеней и таблица сбора плодов

16.20. Основные ограничения разума человека (Бекон Ф.)

17. Критический рационализм Кант И. («Критика чистого разума») (загрузить)

17.1. Особенности немецкой классической философии науки

17.2. Роль науки в развитии мировой культуры

17.3. Системный подход к анализу науки: онтология, гносеология, антропология, логика и аксиология

17.4. Диалектическая концепция науки на основе метафизического метода в науке

17.5. Исторический анализ науки

17.6. Основные закономерности развития человеческого знания

17.7. Основные этико-гуманистические проблемы в науке

17.8. Противоречия и трудности на пути воплощения науки в рационализм

17.9. Связь философии науки и философии техники

17.10. Родоначальник системного анализа в науке (Кант И.)

17.11. Проблемы концепции Кант И.

17.12. Компоненты теории познания Кант И.:
теория чувственного познания и теория априорных форм рассудочного познания

17.13. Научная работа Кант И. «Критика чистого разума»,

17.14. Научная работа Кант И. «Критика практического разума» («Критика способности суждения»)

17.15. Структура чувственного познания в науке: чувственность (эстетика) и рассудок

17.16. Виды научного созерцания (Кант И.): эмпирическое созерцание и созерцание разума

17.17. Связь теоретического созерцания и эмпирического созерцания как психологический процесс

17.18. Теория априорных форм рассудочного познания как трансцендентная аналитика

17.19. Разновидности наук (Кант И.):
науки о законах чувственности как эстетика и науки о рассудке как психология

17.20. Логика как наука (Кант И.): формальная логика и трансцендентная логика

17.21. Трансцендентная диалектика (Кант И.) как диалектика истории философии науки:
разум и структура разума

17.22. Виды умозаключений (Кант И.):
категорическое умозаключение (психологическая душа), гипотетическое умозаключение
(космологическая душа) и разделительное умозаключение (теологическая душа)

17.23. Наука всегда подтверждается опытом и познавательными способностями человека (Кант И.):
разум как способность к умозаключениям, рассудок как способность к понятиям и суждениям
и чувственность как способность к ощущениям

17.24. Связь между неповторимым опытом и трансцендентным рассудком (Кант И.)

18. Логический рационализм Гегеля Г.В.Ф. («Феноменология духа») (загрузить)

18.1. Особенности развития науки в человеческом обществе

18.2. Анализ знаний в зависимости от исторических и социально-культурных условий
с позиций объективного идеализма

18.3. Научная работа Гегеля Г.В.Ф. «Феноменология духа»

18.4. Анализ науки с общих мировоззренческих позиций и принципа историзма

18.5. Два научных подхода (Гегель Г.В.Ф.):
анализ с позиций лидерства и анализ с позиций мирового и общественного познания

18.6. Проявления духа как сознание, разум и мышление
на различных этапах эмпирического сознания и абсолютного духа

18.7. Наука о духе (Гегель Г.В.Ф. «Феноменология духа»):
определение бытия, множественность бытия и абсолютность знания

18.8. Исторические ступени развития знания:
предметное знание, самосознание и стадия абсолютного субъекта познания

18.9. Планы решения научных проблем в «Феноменологии духа» (Гегель Г.В.Ф.):
план движения духа в русле самостоятельного постижения через все исторические перемены
окружающего мира и план относящийся к определенному историческому индивидууму

18.10. Преобладание объективно-идеологического подхода

18.11. Схема развития знания (пути духа) и его проявления:
этапы и модусы феноменологии духа

18.12. Фигура пути: этапы прохождения знания

18.13. Сознание (чувственность, восприятие и рассудок) и самосознание
(самостоятельность и несамостоятельность самосознания как господство и рабство,
а также свободное самосознание как стоицизм, скептицизм и несчастное самосознание)

18.14. Разум как единство бытия и мышления, синтез и преодоление несчастного сознания:
наблюдательный разум, действующий разум и дух как разум в действии

18.15. Соотношение духа и разума в свободном народе

18.16. Религия как этап развития понимания духа:
восточная философия, греческая философия и христианская религия

18.17. Абсолютное знание как приоритет логической точки зрения над исторической точкой зрения

18.18. Начальная мера объекта, сущности, явления, действительности и субъекта

18.19. Рассудок как источник эмпирического знания и разум как источник теоретического знания

18.20. Научное понятие как единство сущности и явления

18.21. Конкретное научное понятие тождественно научному предмету исследования

18.22. Развитие форм знаний как процесс перехода от абстрактного к конкретному

18.23. Научное знание как логическая реальность

19. Функции философии (философия и наука) (загрузить)

19.1. Понятие философии науки

19.2. Структурные элементы философии науки: онтология как учение о бытии,
гносеология как учение о познании, диалектика как учение о развитии,
социальная философия как учение об обществе,
логика как учение о логических закономерностях и связях, этика как учение о нормах поведения,
эстетика как учение о проявлениях этики в окружающем мире,
история философии как учение о развитии философии во временном континууме,
философская антропология как учение о бытии человека в мире

19.3. Основные функции философии науки:
мировоззренческая, методологическая, познавательная и социально
-коммуникативная

19.4. Основные этапы развития философии науки: мировоззрение до философского периода,
античная философия (космоцентризм как диалектика Гераклита Э.,
атомистический материализм Демокрита А. и Эпикура С., идеализм Пифагора С.
и объективный идеализм Платона А. и Аристотеля С.),
философия средних веков (средневековая патристика, схоластика,
средневековый арабско-восточный перипатетизм аль-Кинди А.Ю.Я. ибн И.,
аль-Фараби А.Н.М. ибн М. ибн Т. ибн У.  и А.А.Х. ибн А. ибн аль-Х. ибн А. ибн Си́на),
философия эпохи возрождения (ренессанса) (антропоцентризм),
философия нового времени (философия французского материализма),
немецкая философия (марксизм), философия
XIX века,
философия иррационализма
(философия жизни Бергсона А., экзистенциализм Хайдеггера М. и фрейдизм)
и современная философия (диалектико-материалистический подход Ульянова (Ленина) В.И.
и развитие диалектико-материалистического подхода в политике и экономике Брежнева Л.И.)

19.5. Наука как наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования
и теоретические описания естественных явлений

19.6. Наука и философия как специфические формы общественного сознания

19.7. Философия выполняет функции методологии познания
и мировоззренческой интерпретации результатов науки

19.8. Философия как стремление к построению знания в форме теории
с учетом логической доказательности выводов

19.9. Философия как потребность человека в целостном понимании мира

19.10. Философия как обоснование закономерностей функционирования наук

19.11. Соотношения сознания и материи, духа и природы, мышления и бытия

20. Элемент, структура и система (загрузить)

20.1. Понятие элемента в философии науки

20.2. Элемент как совокупность атомов с одинаковым зарядом

20.3. Естественные и искусственные химические элементы

20.4. Теория химических элементов и элементарных частиц

20.5. Влияние естественных наук и исследование химических элементов и элементарных частиц
на философию науки и обществоведение

20.6. Роль элемента и системы в экономике, социологии, праве, политологии и культурологии

20.7. Система как сущность (фон Берталанфи К.Л., Менделеев Д.И., Богданов А.А.,
Анохин П.К., Афанасьев В.Г., Глушков В.М., Ульянов (Ленин) В.И. и Брежнев Л.И.):
состоит из элементов, частей, компонентов и соединений, каждый элемент выполняет
определенную функцию и вхождение каждого элемента является или не является случайным

20.8. Система органически связана с другими аналогичными образованиями по иерархической лестнице,
с системами другого уровня, подсистемами со связями и отношениями между ними

20.9. Система имеет определенную структуру и внешнюю и внутреннюю среду функционирования

20.10. Целая система как внутреннее и внешнее единство содержания и формы

20.11. Характеристики системы не являются неизменными и абсолютными в своем реальном значении

20.12. Типология и топология систем строится по разным основаниям

20.13. Системы неживой (неорганической) природы: геологические, физические и химические

20.14. Системы живой природы: растения, животные и человек

20.15. Общество как особый тип материальных систем

20.16. Идеальные системы: духовность и продукты мыслительной деятельности:
мифология, философия, ценности культуры и
«Интернет»

20.17. Виды систем: открытые и закрытые, стабильные (устойчивые) и нестабильные (неустойчивые),
статические и динамические во времени

20.18. Уровни систем по их размерам и масштабам:
Вселенная как система систем, метагалактика как часть Вселенной из миллиардов галактик,
галактические системы, мега-системы, макро-системы и микро-системы

20.19. Структура общественной системы: экономическая подсистема, социальная подсистема,
политическая подсистема, управленческая подсистема, кибернетическая подсистема,
информационная подсистема и другие подсистемы

20.20. Социальная система как единство общества и природы

20.21. Структура (строение, расположение и порядок)
как определенная совокупность устойчивых связей объекта

20.22. Связь сложности структуры и разнообразности функций системы

20.23. Онтологический характер категорий: элемент, структура и система

20.24. Синергетические методы исследования систем (Хакен Г.)

20.25. Научная работа Хакен Г. «Синергетика»

20.26. Научные исследования бельгийского физика русского происхождения Пригожина И.Р.

20.27. Научные исследования русских ученых
(Андронов А.А., Витт А.А., Хайкин С.Э., Руденко А.П., Климентович Ю.Л.,
Курдюмов С.П., Самарский А.А., Акчурин И.А., Моисеев Н.Н., Егоров В.С. и другие)

20.28. Синергетика и самоорганизация

20.29. Научные проблемы синергетики (физика атома и атомного ядра):
термо-динамика неравновесных процессов, теория случайных процессов
и теория нелинейных колебаний

20.30. Синергетика как молодая междисциплинарная наука:
бифуркация, гипер-цикл, диссипативные структуры, когерентность, мир, нелинейность,
неравновесность, самоорганизация, открытость, самодостаточность, самосознание природы,
флуктуация, хаос, энтропия, обратимость, стрелы времени и другие

20.31. Методологические основы синергетики

21. Понятие метода и методологии (загрузить)

21.1. Метод как путь научного познания

21.2. Методология как система методов, способов, приемов и операций
в определенной сфере деятельности и как учение (теория) о системе методов

21.3. Методология как наука о структуре и развитии научного знания,
средствах и методах научного исследования, способах обоснования научных результатов,
механизмах и формах реализации научных знаний на практике

21.4. Проблемы метода и методологии в философии и науке

21.5. Соотношение понятий: метод, предмет, теория, субъект исследования,
объект исследования и предмет исследования.

21.6. Многообразие видов человеческой деятельности и многообразие методов исследования

21.7. Методы духовной, идеальной, практической и материальной деятельности

21.8. Многоуровневая концепция методологического знания:
философские методы (диалектика, мета-физика, аналитика,
интуиция, феноменология и герменевтика),
общенаучные методы (обработка информации, моделирование,
изоморфизм, структурирование и оптимальность),
частно-научные методы (способы и принципы познания,
исследовательские приемы и процедуры в определенной отрасли науки),
дисциплинарные методы (система приемов в определенной дисциплине
из отрасли науки или на стыке наук)
и методы междисциплинарного исследования (совокупность синтетических
и интегративных способов на стыке разных наук)

21.9. Особенности философских методов: античная диалектика (Гераклит Э. и Зенон Э.),
немецкая идеалистическая диалектика (Кант И., Гегель Г.В.Ф., Фихте И.Г. и фон Шеллинг Ф.В.Й.)
и материалистическая диалектика (Маркс К., Энгельс Ф., Ульянов (Ленин) В.И. и Брежнев Л.И.),
мета-физика, аналитика, интуиция, феноменология и герменевтика

21.10. Особенности обще-научных методов:
обработка информации, моделирование, изоморфизм, структурирование и оптимальность

21.11. Особенности частно-научных методов: способы и принципы познания,
исследовательские приемы и процедуры в определенной отрасли науки

21.12. Особенности дисциплинарных методов:
система приемов в определенной дисциплине из отрасли науки или на стыке наук

21.13. Особенности методов междисциплинарного исследования:
совокупность синтетических и интегративных способов на стыке разных наук

22. Метод научного познания (загрузить)

22.1. Понятие метода научного познания

22.2. Классификация методов научного познания:
познание (методы эмпирического исследования,
эмпирико-теоретические методы и методы теоретических исследований)
и охват (всеобщие методы, общенаучные методы,
частно(конкретно)-научные методы и междисциплинарные методы)

22.3. Эмпирические (чувственные) методы научных исследований:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент и сравнение

22.4. Теоретические (рациональные) методы научных исследований:
формализация, аксиоматизация, гипотетический метод и дедуктивный метод

23. Общие научные методы (загрузить)

23.1. Понятие общих научных методов

23.2. Классификация (дихотомическая) общих научных методов:
мета-физика и диалектика, анализ и синтез, индукция и дедукция,
обобщение и абстрагирование, аналогия и моделирование, историзм и логика

23.3. Понятие абстрагирования

23.4. Классификация абстракций: изолирующая абстракция,
абстракция отождествления, абстракция конструктивизации,
абстракция актуальной бесконечности и абстракция потенциальной осуществимости

23.5. Понятие анализа и синтеза

23.6. Классификация анализа и синтеза: прямой (эмпирический),
возвратный (теоретический) и структурно-генетический

23.7. Понятие дедукции и индукции

23.8. Классификация дедукции и индукции: дедуктивное умозаключение,
индуктивное умозаключение (неполная индукция и полная индукция),
эмпирическая индукция и дедукция, популярная индукция и дедукция
и научная индукция и дедукция

23.9. Понятие модели и моделирования

23.10. Классификация моделей:
по цели использования в процессе познания (эвристические модели и дидактические модели),
по способу воспроизведения информации (знаковые модели и вещественно-технические модели),
по степени участия человека в создании моделей (естественные модели и искусственные модели)

23.11. Структура моделирования как научного исследования на основе моделей: постановка задачи,
создание или выбор моделей, исследование модели и перенос знаний с модели на оригинал

23.12. Основные функции моделей: модель как источник информации
и модель как средство фиксации (сохранения) знаний

23.13. Понятие исторического научного метода (историзма) и логического научного метода (логики)

23.14. Связь между историческим научным методом (историзмом)
и логическим научным методом (логикой)

24. Объект исследования и познавательный образ:
материальная основа и субъективная основа
(загрузить)

24.1. Понятие объекта научного исследования (феномена),
предмета научного исследования (познавательного образа)
и субъекта научного исследования (ученого)

24.2. Понятие материального мира и материи (абстракции) в объективной реальности,
информации (объективного содержания)
и активности познающего субъекта (субъекта исследования)

24.3. Структура актуального объекта научного исследования:
объект исследования (конкретное) и предмет исследования (познавательный образ)

24.4. Характеристики субъективного образа объективного мира

24.5. Понятие сущности (вещи) и явления

24.6. Сущность (вещь) как единство устойчивости

24.7. Явление как единство изменчивости

24.8. Структура реального объекта научного исследования: сущность (вещь) и явление

24.9. Объект научного исследования как обобщение сложных природных и социальных образований
и как весь мир (Человечество) в любую историческую эпоху

24.10. Понятие материального единства мира

24.11. Структура материального единства мира:
общие свойства материи (всеобщность, объективность, неуничтожимость и неисчерпаемость),
способ существования (движение и развитие)
и формы существования материи и субстанции (пространство и время)

25. Активность сознания и практика как двигатель и критерий истины (загрузить)

25.1. Понятие активности сознания

25.2. Структура активности сознания:
внутренняя активность сознания и внешняя активность сознания

25.3. Структура внутренней активности сознания: генераторы активности сознания
(первый уровень как потребности, интересы, цели, нормы, убеждения, идеалы и другие)
и регуляторы активности сознания
(второй уровень как познание и оценка предыдущих факторов
и третий уровень как волевые процессы направленные на действие)

25.4. Структура внешней активности сознания: практика как двигатель и критерий истины

25.5. Формы проявления активности сознания:
внутреннее напряжение сознания (сила мысли, чувства и воли)
и внешнее проявление сознания (деятельность в предметной области или проблемной сфере)

26. Классификация объектов научного исследования:
объект научного исследования первичен относительно субъекта научного исследования
(загрузить)

26.1. Классификация объектов научного исследования
по соотношению объекта научного исследования и знаниям субъекта научного исследования:
первичные объекты научного исследования как объекты первого рода
и вторичные объекты научного исследования как объекты второго рода

26.2. Классификация объектов научного исследования
по отношению к материальной деятельности субъекта научного исследования:
объекты научного исследования существующие до, вне и независимо от этой деятельности
и объекты научного исследования не существующие до нее,
но существующие вне и независимо от нее

27. Понятие о материальном объекте научного исследования
становится содержательным только если указаны его атрибуты
(загрузить)

27.1. Понятие атрибутов объекта научного исследования

27.2. Взаимосвязь атрибутов и субстанций объекта научного исследования

27.3. Понятие материального объекта научного исследования

28. Представление о структуре материи (вещества):
точная количественная и качественная характеристика объектов научного исследования
определяется определенными науками
(загрузить)

28.1. Уровни внутренней системной организации материального объекта научного исследования:
первый уровень (частицы, античастицы, атомные ядра, атомы, молекулы и плазма),
второй уровень (газообразные, жидкие и твердые вещества),
третий уровень (планеты, гео-сфера и звезды) и четвертый уровень (галактика и мета-галактика)

28.2. Первый уровень внутренней системной организации материального объекта научного исследования:
частицы и античастицы связаны с белковыми телами и нуклеиновыми кислотами,
атомные ядра, атомы и молекулы связаны с клетками и микро-организмами как вирусами,
микробами и бактериями и плазма связана с одно-клеточными и много-клеточными
растениями и животными

28.3. Второй уровень внутренней системной организации материального объекта научного исследования:
газообразные вещества связаны с органическими видами, биоценозами и био-сферой,
жидкие вещества связаны с людьми, человеческим обществом и социально-сферой и твердые вещества
связаны с техно-сферой и вещными средствами преобразования природы и общества

28.4. Третий уровень внутренней системной организации материального объекта научного исследования:
планеты и гео-сфера связаны с нео-сферой и вторичной природой созданной обществом
и звезды связаны с микро-миром как микро-телами,
макро-миром как макро-телами и мега-миром как мега-телами

28.5. Четвертый уровень внутренней системной организации материального объекта научного исследования:
галактика и метагалактика связаны с системами мега-тел,
биологическими системами и социальными системами

29. Представление о структуре материи (вещества):
на каждом уровне структуры материи имеются особые проявления
пространственно-временных отношений с различными видами движения
(загрузить)

29.1. Классификация уровней структуры материи,
пространственно-временных отношений и видов движения:
микро-мир описывается законами квантовой механики в микро-пространстве и микро-времени,
макро-мир описывается законами классической механики в макро-пространстве и макро-времени
и мега-мир описывается законами теории относительности в мега-пространстве и мега-времени

29.2. Основные типы материальных систем: неорганическая, органическая и социальная

29.3. Понятие развития материальных систем: одно-полюсное, регрессивное и прогрессивное

30. Исторический анализ объекта и исторический синтез объекта (загрузить)

30.1. Принцип развития требует единства исторического анализа и исторического синтеза

30.2. Исторический анализ объекта научного исследования как последовательный переход
от современной ситуации развития к более ранним стадиям вплоть до выявления
простейшей (начальной) формы из которой исторически развивался объект

30.3. Исторический синтез объекта научного исследования как переход
от более простых состояний развивающегося объекта к более сложным

31. Предмет науки и процесс познания:
идеализированный объект и идеализация реального объекта
(загрузить)

31.1. Множество материальных объектов научного исследования и их сложные и многоуровневые связи

31.2. Понятие предмета научного исследования

31.3. Структура процесса научного познания:
идеализированный объект, процесс создания идеализированного объекта
и идеализация реального объекта

31.4. Способы идеализации объекта научного исследования:
абстрагирование от одних свойств реальных объектов,
удерживая в то же время другие свойства и вводя объект,
которому присущи только оставшиеся свойства (механика Ньютона И.)

31.5. Способы идеализации объекта научного исследования:
абстрагирование от некоторых отношений изучаемых объектов друг от друга (идеальный газ)

31.6. Способы идеализации объекта научного исследования:
приписывание реальным объектам отсутствующих у них свойств
в некотором предельном значении (абсолютно черное тело и идеальное зеркало)

31.7. Способы идеализации объекта научного исследования:
идеализированным объектом может стать любой реальный предмет,
который мыслится в несуществующих идеальных условиях (инерция)

31.8. Способы идеализации объекта научного исследования:
различные сочетания известных способов идеализации объектов

32. Причины идеализации объекта и предмета исследования (загрузить)

32.1. Ярко выраженная активность человеческого познания действительности

32.2. Бесконечная сложность, изменчивость, текучесть
и включенность реальных объектов в универсальную систему взаимосвязей

32.3. Ученый не может сразу всесторонне охватить и понять
ни одного реального предмета с позиций определенной науки

33. Философия техники диалектико-материалистической философии (загрузить)

33.1. Исторические формы и представители материализма:
наивный (созерцательный) (Фалес М., Гераклит Э., Демокрит А. и Эпикур С.),
мета-физический (Бекон Ф., Спиноза Б., Локк Д., Гольбах П.А.Т.,
Ломоносов М.В., фон Фейербах Л.А. и Герцен А.И.)
и диалектический (Маркс К., Энгельс Ф., Дицген И., Меринг Ф.,
Плеханов Г.В., Ульянов (Ленин) В.И. и Брежнев Л.И.)

34. Основные диалектические принципы, законы и категории (загрузить)

34.1. Основные диалектические принципы:
принцип всеобщей связи и принцип всеобщего движения и развития

34.2. Основные диалектические законы:
закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений и закон отрицания отрицания

34.3. Основные диалектические категории:
причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность,
содержание и форма, сущность и явление, отдельное и общее,
отдельное и особенное и отдельное и единое

35. Гносеологические корни (основания) материализма (загрузить)

35.1. В процессе научного познания возникает необходимость и возможность
материалистического мировоззрения

35.2. Понятие материалистического мировоззрения:
объективность рассмотрения любых вещей и явлений,
многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий
и непрерывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов и понятий),
всех сторон научного познания с понятием материи, природы,
обеспечивающая использование их как относительных

36. Генезис диалектико-материалистической философии науки и техники:
теоретический базис (источники),
переход к неклассической диалектико-материалистической философии (Маркс К. и Энгельс Ф.),
естественно-научные открытия и социально-экономические предпосылки
(загрузить)

36.1. Теоретический базис (источники) диалектико-материалистической философии науки и техники:
немецкая классическая философия (Гегель Г.В.Ф. и фон Фейербах Л.А.),
классическая английская политическая экономия (Смит А. и Рикардо Д.)
и критический утопический социализм
XIXго века (граф де Сен-Симон К.А. де Р. и Фурье Ф.М.Ш.)

36.2. Естественнонаучные открытия диалектико-материалистической философии науки и техники:
клеточная теория (Шванн Т. и Шлейден М.Я.),
теория происхождения и развития видов растений и животных (Дарвин Ч.Р.)
и закон сохранения и превращения энергии (фон Майер Ю.Р. и фон Гельмгольц Г.Л.Ф.)

36.3. Социально-экономические предпосылки диалектико-материалистической философии науки и техники:
вступление общественного производства в индустриальный этап развития,
более тесная связь науки и производства, проявление социально-классовой раздробленности,
создание новых философско-методологических и мировоззренческих основ философии науки
и вступление науки в третий этап своего развития
(описательный, упорядочивающий и объяснительный)

36.4. Переход к неклассической диалектико-материалистической философии науки и техники
(Маркс К., Энгельс Ф., Ульянов (Ленин) В.И. и Брежнев Л.И.)

37. Исследуемая материя (как много-сложная и много-связная сущность)
и формы ее движения усложняются:
диалектический взгляд на объективную реальность
и мета-физический взгляд на объективную реальность
(загрузить)

37.1. Диалектический взгляд на происходящее:
низшие формы входят во взаимодействие с высшими,
но высшая форма не является простой суммой низших, признание развития идущего по спирали
(повторение пройденного, но на более высоком уровне),
внутренние противоречия как источник развития
и признание взаимного перехода количественных и качественных изменений

37.2. Метафизический взгляд на происходящее уже не работает:
высшие формы сводимы к низшим, при изучении высших форм движения
не должным образом учитываются действия низших,
развитие как инкрементация или декрементация с повторением,
недостаточное внимание к источнику движения (движущей силе),
непонимание всеобщей взаимосвязи явлений в мире
и невнимание к историческому развитию (переходу)

37.3. Особенности учета взаимного влияния и прогнозирования развития материи
(проблема комбинаторного взрыва)

37.4. Особенности нейро-кибернетического и синергетического подхода

38. Научный термин «диалектический материализм» введен Плехановым Г.В.
в
1831 г. Маркс К. и Энгельс Ф. употребляли термины
«новый материализм» и «современный материализм» (загрузить)

38.1. Структура диалектико-материалистической философии науки и техники:
теория развития и всеобщей связи, диалектическая логика, теория и метод познания,
субъективная диалектика, объективная диалектика и исторический и логический подходы

38.2. Диалектико-материалистическая философия науки и техники
как теория развития и теория всеобщей связи:
всеобщая связь и развитие и законы отношений в объективной действительности

38.3. Диалектико-материалистическая философия науки и техники как диалектическая логика:
субъективная диалектика (развитие природы и общества и отражение диалектического мышления)
и объективная диалектика (наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления)

38.4. Диалектико-материалистическая философия науки и техники как теория и метод познания:
законы и категории диалектики как инструмент познания и единство
и совпадение диалектики, логики и теории познания

38.5. Диалектико-материалистическая философия науки и техники
как исторический и логический подходы:
всеобщий метод познания и преобразования (структурной декомпозиции) мира

39. Концептуальная основа общества, общественных отношений
и основные функции социальной системы: в широком смысле и узком смысле
(загрузить)

39.1. Понятие общества в широком смысле:
как вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей

39.2. Понятие общества в узком смысле:
как исторически обусловленный и конкретный тип социальной системы
и определенная форма социальных отношений

39.3. Концептуальные основы общественных отношений:
структурные связи, функциональные связи и динамические связи

39.4. Структурные связи общественных отношений:
социальная деятельность (производственные, политические, нравственные,
правовые и религиозные отношения), социальные общности
(род, племя, народность и нация) и социальные слои (классы, сословия и касты)

39.5. Функциональные связи общественных отношений:
сохранение и воспроизводство социальной системы
и расширение и совершенствование (оптимизация) социальной системы

39.6. Динамические связи общественных отношений:
линейный тип социальной динамики, циклический тип социальной динамики
и спиралевидный тип социальной динамики

39.7. Общество как сложная, упорядоченная и самоуправляемая целостность общественных отношений,
носителем которых является человек

39.8. Основные функции социальной системы:
функция простого воспроизводства, функция адаптации и защиты и функция совершенствования

39.9. Диалектико-материалистическая философия науки и техники особый акцент делает
на общественные отношения в сфере материального производства

40. Общественные отношения и стратификация общества
по слоям, группам и классам (классовая борьба):
базис (материальные отношения)
и надстройка (государственные и идеологические отношения)
(загрузить)

40.1. Материальные отношения как базис общественных отношений:
совокупность материально-экономических отношений между людьми
в процессе общественного производства и движения общественного продукта
от производства до потребления (производственные отношения)

40.2. Государственные и идеологические отношения как надстройка общественных отношений:
совокупность регулирующих отношений в сфере права, политики, экономики, науки и культуры

40.3. Общество стратифицировано и структурно дифференцировано
между различными слоями и группами населения

40.4. Элементы стратификации и структурной дифференциации общества:
рабство (деление людей на неограниченно свободных и рабов как людей-вещей),
касты (обособленные общественные группы, члены которых связаны происхождением
или правовым положением, принадлежность к которым является наследственной),
сословия (социальные группы, статус которых закреплен обычаем, религией,
правом или принадлежностью к тому или иному классу)
и классы (группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой,
благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства)

40.5. Особенности конфликта интересов между классами в сфере потребительских благ:
по месту в исторически определенной системе общественного производства,
по роли в общественной организации труда, по отношению людей к средствам производства
и по размеру (доли) общественного продукта

40.6. Предпосылки возникновения классов: общественное разделение труда,
развитие производительных сил, возникновение частной собственности
и появление прибавочного продукта

40.7. Формы классовой борьбы: экономическая, политическая и идеологическая

41. Развитие общества: социально-этнический подход, формационный подход,
организационный ряд хозяйства и цивилизационный подход
(загрузить)

41.1. Социально-этический ряд общественных отношений: род, племя, народность и нация

41.2. Формационный ряд общественных отношений:
первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество,
капиталистическое общество и социалистическое общество (идеальное общество)

41.3. Организационный ряд хозяйства: натуральное хозяйство, товарное хозяйство и плановое хозяйство

41.4. Цивилизационный ряд общественных отношений:
доцивилизационное общество (дикое общество и варварское общество), цивилизованное общество
(землевладельческое общество, индустриальное общество и информационное общество)

42. Материальная обусловленность жизни общества:
естественные условия и материальное производство
(способ производства как организация средств производства)
(загрузить)

42.1. Естественные условия общества: природная среда и народонаселение

42.2. Материальное производство общества: производительные силы
(рабочая сила, наука и технология и способ производства как организация средств производства)
и производительные отношения (экономическое положение классов и социальных групп,
отношения собственности, отношения обмена, распределения и потребления
и производственно-технологические отношения)

42.3. Способ производства как организация средств производства:
средства труда (орудия производства и условия труда)
и предметы труда (прошедшие первичную обработку и не прошедшие первичную обработку)

43. Общественно-экономическая формация, взаимосвязь технологии производства
и типа цивилизации (Маркс К.) и виды собственности
(загрузить)

43.1. Вид общественно-экономической формации:
научная работа Маркс К.
«Критика политической экономики»
(
азиатская, античная, феодальная, буржуазная и современная),
научная работа Маркс К. «Набросок письма к В. Засулич»
(
доклассовое общество, классовое общество и коммунистическое бесклассовое общество)
и научная работа Джугашвили (Сталина) И.В.
«Краткий курс истории Всероссийской коммунистической партии (большевиков)»
(
первобытнообщинное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество,
капиталистическое общество и коммунистическое общество
)

43.2. Взаимосвязь технологии производства и типа цивилизации (Маркс К.):
интенсивная технология и деятельный тип цивилизации
(античная форма собственности и частная собственность),
экстенсивная технология и созерцательный тип цивилизации
(азиатская форма собственности и земля, ирригационная система, средства и условия
являются собственностью общины и каждый временно пользуется общинной собственностью)
и смешанная технология и смешанный тип цивилизации (германская форма собственности,
часть собственности принадлежит каждой семье и часть является общиной)

44. Понятие техники и этапы развития общественно-экономической формации общества (загрузить)

44.1. В процессе развития техники выделяют различные этапы
развития общественно-экономической формации общества:
возникновение и распространение простых орудий труда в условиях
первобытнообщинного способа производства
700-600 тыс. л. до н.э. до IVго-IIIго тыс. л. до н.э.),
развитие и распространение сложных орудий труда
и возникновение отдельных отраслей знаний в условиях рабовладельческого способа производства
IVго-IIIго тыс. л. до н.э. до IVго-Vго века н.э.),
распространение сложных орудий труда, приводимых в действие силами природы
и накопление естественнонаучных знаний в условиях феодального способа производства
VIIго-Xго века до XIVго-XVго века),
возникновение предпосылок для создания машинной техники и формирование естествознания
как науки в условиях мануфактурного производства
(с конца
XVIIIго века до начала XIXго века),
создание и распространение рабочих машин на базе парового двигателя
и образование классического естествознания в период победы
и утверждения капиталистического машинно-фабричного производства
(с конца
XVIIIго века до начала 70х г. XIXго века),
развитие системы машин на базе электропривода  и новейшая революция в естествознании
в условиях начавшегося упадка капитализма
70х г. XIXго века до 1917 г.),
подготовка и осуществление перехода к автоматическим системам машин
и единение науки и производства
1917 г. до 50х г. XXго века)
и современная научно-техническая революция (настоящее время)

45. Этапы развития технического знания (загрузить)

45.1. Донаучный этап развития технического знания
(от первобытнообщинного строя до эпохи возрождения):
технические знания существовали как эмпирические описания предметных областей
практики субъекта, средств его трудовой деятельности и способов их применения

45.2. Второй этап развития технического знания
(со второй половины
XVго века до 70х г. XIXго века):
зарождение технических наук и появление машиной техники

45.3. Третий (классический) этап развития технического знания
70х г. XIXго века до середины XXго века):
технические науки как сформировавшиеся и развитые области научных знаний со своим предметом,
своими средствами и методами, областями исследования и тесной взаимосвязью
естественных и технических наук

45.4. Четвертый этап развития комплексного автоматизированного производства (настоящее время):
период комплексно
-автоматизированного производства и становление системы
«наука, техника и производство»

46. Материальные типы систем и методы мышления (загрузить)

46.1. Материальные объекты исследования обладают внутренней формой и системной организацией:
мега-мир, макро-мир и микро-мир

46.2. Классификация материальных систем:
неорганические системы, органические системы и социальные системы

46.3. Классификация методов научного мышления:
метафизическое мышление (статическое) и диалектическое мышление (динамическое)

46.4. Развитие как необратимое качественное изменение:
одно-направленное развитие, регрессивное развитие и прогрессивное развитие

47. Концепция междисциплинарности науки и техники (загрузить)

47.1. Общие проблемы междисципоинарности науки

47.2. Объективные предпосылки междисциплинарности науки

47.3. Научные подходы к анализу междисциплинарности науки: методические подходы
(исторический подход, историко-эпохальный подход и историко-психологический подход)
и современные подходы (интерналистический подход и экстерналистический подход)

48. Проблемы лидерства в науке, генезис дисциплинарности и междисциплинарности науки (загрузить)

48.1. Проблемы финансирования в науке

48.2. Гносеологические проблемы

48.3. Научная работа Поликарпова Н.Н. «История науки и техники»

48.4. Синергетические основы междисциплинарности в науке (Хакен Г.)

49. Способы трактовки понятия междисциплинарности науки (загрузить)

49.1. Понятие и концепция междисципоинарности в науке

49.2. Организационная структура науки независим от уровня развития и дифференциации

49.3. Формирование навыков совместной научной работы

49.4. Характеристика исследований на переднем крае науки

49.5. Субъективный и объективный процесс научного творчества

49.6. Междисциплинарность и методические цели науки

49.7. Интеграция в науке

49.8. Признаки дробления наук и научных направлений

50. Понятие научной дисциплины, уровни междисциплинарности
и исторические формы взаимосвязи наук
(загрузить)

50.1. Научная дисциплина как форма совместной работы

50.2. Научная дисциплина как форма проведения научных исследований

50.3. Научная дисциплина как форма организации и получения знаний

50.4. Научная дисциплина как форма сотрудничества ученых разных стран мира

50.5. Научная дисциплина как форма подготовки научных кадров

50.6. Научная дисциплина как форма институциализации науки

50.7. Классификация уровней междисциплинарности науки:
экспериментальный подход, социально-теоретический подход,
специальный подход и философский подход

50.8. Исторические формы взаимосвязи наук: появление ядра (цементизация) науки,
переплетение наук, суперпозиция наук и комбинирование (комплексирование) наук

50.9. Активная роль науки в общественной жизни

51. Виды междисципинарности науки (загрузить)

51.1. Классификация видов междисциплинарности в науке:
столкновение интересов научных парадигм, научно-исследовательская практика,
единство прикладных и фундаментальных исследований, региональные науки,
точное толкование и новые научные направления (микро-научные революции),
перенос методов между науками, фиксированность междисциплинарных знаний (тезауруса)
и появление других видов научной деятельности (консультирование)

51.2. Обсуждение процесса междисциплинарности науки

52. Аспекты междисциплинарности (загрузить)

52.1. Классификация уровней исследования междисциплинарности науки:
онтологический уровень, гносеологический уровень, когнитивный уровень,
политический уровень, социальный уровень, коммуникативный уровень,
методологический уровень, лингвистический уровень и организационный уровень

53. Генезис объекта и субъекта научного познания (загрузить)

53.1. Появление объекта научного исследования

53.2. Появление предмета научного исследования

53.2. Появление субъекта научного исследования

54. Понятие объекта и предмета науки (загрузить)

54.1. Научный смысл термина объект (предмет) научного исследования

54.2. Научный смысл термина субъект научного исследования

54.3. Научный смысл атрибутов объекта (предмета) научного исследования

54.4. Научный смысл понятия идеализация объекта (предмета) научного исследования

54.5. Научный смысл понятия абстрагирования объекта (предмета) научного исследования

55. Общие модели истории науки: классические модели и неклассические модели (загрузить)

55.1. Понятие и основные задачи истории философии науки и техники

55.2. Наиболее общие подходы и программы историко-научных исследований:
хронологическая систематизация успехов в той или иной области науки,
описание механизма прогрессивного развития научных идей и проблем,
анализ человеческого элемента научной деятельности и задачи реконструкции прошлого знания
и воссоздание различных исторических этапов развития научной мысли

55.3. Теории и концепции истории философии науки и техники:
история науки как кумулятивный и прогрессивный процесс,
история науки как развитие через научные революции,
история науки как совокупность частных ситуаций (кейс стадис)
и история науки как совокупность моделей

55.4. Модели развития истории философии науки и техники:
классические модели истории науки и неклассические модели истории науки

55.5. Классическая кумулятивистская модель исторического развития науки:
позитивизм (Конт И.М.О.Ф.К.), поздний позитивизм (Мах Э. и Дюгем П.М.М.)
и положительный эволюционный позитивизм (Спенсер Г.)

55.6. Классическая модель научных революций:
метафизические основания современной классической науки
и теория фундаментальных научных революций (Барт Р. и Койре А.В.):
интернализм и экстернализм

55.7. Классическая теория научных революций (Кун Т.С.)

55.8. Классическая теория научных революций (Поппер К.Р.)

55.9. Научная работа Фейерабенда П.К. «Против метологического принуждения»

55.10. Научная работа Полани М. «Личностное знание»

55.11. Неклассическая концепция (теория и модель) кейс стадис (Лаудан Л. и Мак Маллин Р.)

55.12. Неклассические модели истории философии науки и техники (Розенблюм А.С. и Винер Н.)

55.13. Научная работа Винер Н. «Роль моделей в науке»

55.14. Научная работа Быкова Г.В. «Историографические модели»

55.15. Научная работа Уайта Т.Х. «Мета-история»

55.16. Научная работа Неуймина Я.Г. «Модели в науке и технике»

55.17. Научная работа Уемова А.И. «Логические основы метода моделирования»

«Vое международное мероприятие
"Нобелевского комитета"
(Королевство Норвегия и Королевство Швеция),
автора единой технологии когнитивного моделирования
и научного направления "Когнитивная информатика (компьютерная наука),
технология когнитивного моделирования
для системного и финансового анализа"
("АЕТ ТКМ СФА"), академика (естественных) наук
("(ГМО) "АКЕН"") Ветрова А.Н.,
"Международной академии наук Высшей школы" ("МАН ВШ"),
"Российской академии (естественных) наук" ("РА(Е)Н"),
"(ГМО) "Академии когнитивных естественных наук"" ("(ГМО) "АКЕН""),
"Администрации города Санкт-Петербурга" и "Правительства РФ"
при поддержке "Президентов РФ и иностранных государств"
за счет средств бюджета, спонсоров,
заинтересованных и "Нобелевской премии" –
процедура выступления с научными докладами и награждения
в организациях-участниках,
вручения дипломов, медалей и "Нобелевской премии"
в "Нобелевском комитете",
создания произведений как ценных памятников
архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства,
важных объектов исторического, культурного,
художественного и научного наследия
для (не)резидентов на международном уровне,
демонстрации достижений в области
технологии, архитектуры и строительства
в "Парке
50ти-летия Великой Октябрьской социалистической революции
им. В.И. Ульянова (Ленина)"
и "Санкт-Петербургском выставочном центре
им. Брежнева Л.И." ("СПбВЦ")
на "Выставке достижений науки и технологии
им. Собчака А.А." ("ВДНТ")
с проживанием в "Гостинице "Карелия"" ("Группа гостиниц "Интурист""

[с 01 января 2016 г. до 31 декабря 2016 г.] (часть 1)
[
с 01 января 2017 г. до 31 декабря 2017 г.] (часть 2)
[
с 01 января 2018 г. до 31 декабря 2018 г.] (часть 3)

Text Box: «Российской академии (естественных) наук» имени Вениаминова В.Н.
Text Box: ГМО «Академия когнитивных естественных наук»
Text Box: «Системного и финансового анализа 
на основе технологии когнитивного моделирования»
Text Box: Научно-исследовательский институт

Проводится согласно письму от 27го декабря 2011 г. №A26-13-808834 и 27го февраля 2013 г.И-17399
в ответ на заявление «АЕТ ТКМ СФА», академика (естественных) наук («(ГМО) "АКЕН"») Ветрова А.Н. на имя
«Президента РФ» Путина В.В. и «Председателя Правительства РФ» Медведева Д.А. (загрузить),
а также согласно письму от
03.04.2014 г. №0020/291 в ответ на заявление от 25.03.2014 г. №460
от
«АЕТ ТКМ СФА», академика (естественных) наук («(ГМО) "АКЕН"») Ветрова А.Н. на имя
ректора
«СПбГЭТУ "ЛЭТИ"», д.т.н., проф. Кутузова В.М. и проректора по учебной работе «СПбГЭТУ "ЛЭТИ"»,
проректора по работе со студентами и социальным вопросам
«СПбГЭТУ "ЛЭТИ"», д.т.н., проф. Лысенко Н.В. (загрузить)
и
согласно моему заявлению от 16.09.2014 г. на имя руководства «АНО ВПО "МБИ"» (загрузить).