ENG

 

Уважаемые граждане Российской Федерации и иностранных государств!

 

Мы приглашаем Вас принять участие в «IIом международном мероприятии
"Нобелевского комитета" (Королевство Норвегия и Королевство Швеция),
автора единой технологии когнитивного моделирования
и научного направления "Когнитивная информатика (компьютерная наука),
технология когнитивного моделирования
для системного и финансового анализа" ("АЕТ ТКМ СФА"),
академика (естественных) наук ("ГМО "АКЕН"") Ветрова А.Н.,
"Международной академии наук Высшей школы" ("МАН ВШ"),
"Российской академии (естественных) наук" ("РА(Е)Н"),
"ГМО "Академии когнитивных естественных наук"" ("ГМО "АКЕН""),
"Администрации города Санкт-Петербурга" и "Правительства РФ"
при поддержке "Президентов РФ и иностранных государств"
за счет средств бюджета, спонсоров, заинтересованных и "Нобелевской премии" –
процедура выступления с научными докладами и награждения в организациях-участниках,
вручения дипломов, медалей и "Нобелевской премии" в "Нобелевском комитете",
создания произведений как ценных памятников
архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства,
важных объектов исторического, культурного, художественного и научного наследия
для (не)резидентов на международном уровне,
демонстрации достижений в области технологии, архитектуры и строительства
в "Парке
50ти-летия Великой Октябрьской социалистической революции им. В.И. Ульянова (Ленина)"
и "Санкт-Петербургском
выставочном центре им. Брежнева Л.И." ("СПбВЦ")
на "Выставке достижений науки и технологии им. Собчака А.А." ("ВДНТ")
с проживанием в "Гостинице "Карелия"" ("Группа гостиниц "Интурист""
)».

 

Содержание печатной рукописи (отчета по научно-исследовательской работе)
и содержание рукописных рукописей (лекции)
основного участника «Международного научного конкурса имени А. Нобеля»,
«
АЕТ ТКМ СФА», акад. (ест.) наук («ГМО "АКЕН"») Ветрова А.Н.
по номинациям
«Физика», «Химия», «Физиология или медицина»,
«Экономика», «Литература» и «Мир» («Проблемы миротворчества»)

 

I. Содержание печатной рукописи
Отчета по индивидуальной инициативной
научно-исследовательской работе (НИР)
«Исследование информационной среды автоматизированного обучения
со свойствами адаптации на основе когнитивных моделей
и финансовый анализ организации посредством
технологии когнитивного моделирования
» за 2006-2008 г.,
проведенной в процессе написания моих диссертаций:
отчет по НИР
(физико-математические, технические, экономические,
гуманитарные, социальные и медицинские науки)
(спец. 01.02.01, 05.13.01, 05.13.10, 19.00.02 (19.00.03), 08.00.10),
СПб.:
«СПбГЭТУ "ЛЭТИ"», «МБИ», «СПбГУЭ и Ф "ФИНЭК"»,
М.: «"ВНТИЦ" "РАН"», 2008 (2009). – 716 с.
(научные руководители: профессор кафедры
«Информационных систем» («ИС»)
факультета «Прикладной математики – процессов управления» («ПМ – ПУ»)
«
Санкт-Петербургского государственного университета» («СПбГУ»),
доктор физико-математических наук, профессор Квитко Александр Николаевич,
зав. кафедрой
«Банковского дела» («БД»)
«
Международного банковского института» («МБИ»)
и «Санкт-Петербургского государственного университета
экономики и финансов "ФИНЭК"
» («СПбГУЭФ "ФИНЭК"»),
«
Заслуженный деятель науки РФ»,
академик «Международной академии науцк Высшей школы» («МАН ВШ»),
член-корреспондент «Академии менеджмента и рынка» («АМ и Р»),
доктор экономических наук, профессор Белоглазова Галина Николаевна,
старший преподаватель
«Санкт-Петербургского государственного электротехнического
университета "ЛЭТИ"
» («СПбГЭТУ "ЛЭТИ"») Евгеньев Владимир Аркадьевич)

Нормативные ссылки

25

Перечень определений

27

Перечень сокращений и условных обозначений

30

Введение

31

1. Анализ состояния проблемы и постановка задач исследования

34

1.1. Целесообразность разработки адаптивных средств обучения

35

1.2. Целесообразность разработки технологий финансового анализа

36

1.3. Специфика предложенного подхода и постановка комплекса задач исследования

37

1.4. Этапы проведения исследования

38

1.5. Выводы и замечания по первой главе

55

2. Создание среды автоматизированного обучения со свойствами адаптации на основе когнитивных моделей

56

2.1. Особенности организационной структуры информационно-образовательной среды
автоматизированного обучения

58

2.2. Модификации в организации и технологии обучения для реализации адаптации
на основе когнитивных моделей

59

2.3. Структура среды автоматизированного обучения со свойствами адаптации
на основе когнитивных моделей

62

2.4. Формальное описание адаптивной информационно-образовательной среды на основе теории управления

63

2.5. Выводы и замечания по второй главе

65

3. Разработка технологии когнитивного моделирования для системного анализа
информационно-образовательной среды

66

3.1. Итеративный цикл технологии когнитивного моделирования

67

3.2. Методика использования технологии когнитивного моделирования

68

3.3. Способы представления структуры когнитивной модели

69

3.3.1. Представление структуры когнитивной модели посредством
ориентированного графа сочетающего теорию множеств

70

3.3.2. Представление структуры когнитивной модели посредством
многоуровневой структурной схемы

71

3.3.3. Представление структуры когнитивной модели посредством
исчисления с использованием кортежей на доменах

73

3.3.4. Основное объемное представление структуры когнитивной модели посредством
иерархической (многоуровневой) структурной схемы с набором взаимно вложенных пирамид

73

3.3.5. Дополнительное объемное представление структуры когнитивной модели посредством
иерархической (многоуровневой) структурной схемы
в виде один-, два-, три-, четыре-, пять- и
n- когнитивного диска, когнитивного кольца,
когнитивного цилиндра, когнитивного конуса, когнитивной сферы и других

74

3.4. Алгоритм формирования когнитивной модели

77

3.5. Методики исследования параметров когнитивных моделей субъекта обучения и средства обучения

78

3.6. Алгоритм обработки апостериорных данных исследования

79

3.7. Особенности структуры когнитивных моделей субъекта обучения и средства обучения

80

3.7.1. Структура когнитивной модели субъекта обучения

82

3.7.2. Структура когнитивной модели средства обучения

83

3.8. Выводы и замечания по третьей главе

84

4. Комплекс программ для автоматизации задач исследования информационно-образовательной среды

85

4.1. Структура комплекса программ для автоматизации задач исследования

89

4.2. Адаптивное средство обучения в автоматизированной образовательной среде

90

4.2.1. Семантическая модель сохранения и извлечения информации

91

4.2.2. Процессор адаптивной репрезентации информационных фрагментов

94

4.3. Основной диагностический модуль

95

4.4. Прикладной диагностический модуль

96

4.5. Выводы и замечания по четвертой главе

97

5. Разработка технологии когнитивного моделирования для финансового анализа организационной структуры

98

5.1. Динамика и связи в процессе функционирования организационной структуры

99

5.2. Административно-правовые формы существования хозяйствующего субъекта

100

5.3. Особенности территориально распределенной организационной структуры
и информационно-образовательной (научной) среды

101

5.4. Особенности организационной структуры образовательного (научного) учреждения

102

5.5. Распределенная автоматизированная информационно-образовательная среда

103

5.6. Методика формирования нормативно-правовой основы для финансового анализа организации

104

5.7. Методика формирования информационной основы для финансового анализа организации

105

5.8. Методика дополнительной проверки информационной основы для финансового анализа организации

106

5.9. Методика создания и модификации рабочего плана счетов
и модели бухгалтерского учета организации

107

5.10. Методика проведения финансового анализа состояния организации

108

5.11. Блок параметрических когнитивных моделей для финансового анализа организации

109

5.11.1. Когнитивная модель для проведения горизонтального финансового анализа организации

110

5.11.2. Когнитивная модель для проведения вертикального финансового анализа организации

111

5.11.3. Когнитивная модель для проведения трендового финансового анализа организации

112

5.12. Методика исследования параметров когнитивной модели для финансового анализа организации

113

5.13. Алгоритм обработки апостериорных данных горизонтального, вертикального и трендового
финансового анализа организации

114

5.14. Рекомендации к использованию технологии когнитивного моделирования
для финансового анализа организации

115

5.15. Выводы и замечания по пятой главе

116

6. Специфика исследования информационной среды автоматизированного обучения

117

6.1. Системный анализ информационно-образовательной среды

118

6.2. Финансовый анализ организационной структуры

120

6.3. Технические, физиологические, психологические и лингвистические факторы
влияющие на эффективность формирования знаний обучаемого
в автоматизированной образовательной среде

121

6.4. Организация и план проведения эксперимента при исследовании параметров
когнитивных моделей субъекта и средства обучения

123

6.5. Особенности исследования параметров физиологического портрета
когнитивных моделей субъекта и средства обучения

127

6.5.1. Специфика исследования параметров физиологического портрета
когнитивной модели субъекта обучения

128

6.5.2. Специфика исследования параметров физиологического портрета
когнитивной модели средства обучения

131

6.6. Особенности исследования параметров психологического портрета
когнитивных моделей субъекта и средства обучения

132

6.6.1. Специфика исследования параметров психологического портрета
когнитивной модели субъекта обучения

134

6.6.2. Специфика исследования параметров психологического портрета
когнитивной модели средства обучения

137

6.7. Особенности исследования параметров лингвистического портрета
когнитивных моделей субъекта и средства обучения

139

6.7.1. Специфика исследования параметров лингвистического портрета
когнитивной модели субъекта обучения

141

6.7.2. Специфика исследования параметров лингвистического портрета
когнитивной модели средства обучения

142

6.8. Экономические факторы эффективности формирования знаний обучаемого
в автоматизированной образовательной среде

143

6.9. Организация и план проведения эксперимента при исследовании параметров
когнитивных моделей для финансового анализа

151

6.9.1. Информационная основа бухгалтерского учета и финансового анализа организации

153

6.9.2. Специфика исследования параметров когнитивной модели
для горизонтального финансового анализа организации

154

6.9.3. Специфика исследования параметров когнитивной модели
для вертикального финансового анализа организации

155

6.9.4. Специфика исследования параметров когнитивной модели
для проведения трендового финансового анализа организации на основе системы аналитических коэффициентов

156

6.10. Выводы и замечания по шестой главе

157

7. Статистическое обоснование повышения эффективности функционирования
среды автоматизированного обучения на основе параметрических когнитивных моделей

158

7.1. Особенности плана проведения серии экспериментов

160

7.2. Особенности первичной обработки апостериорных данных

164

7.2.1. Поиск аномальных выбросов и артефактов в апостериорных данных

165

7.2.2. Соответствие аналитическим критериям нормального закона распределения

172

7.2.3. Соответствие графическим критериям соответствия нормальному закону распределения

176

7.3. Особенности выборок с апостериорными данными

181

7.3.1. Параметры физиологического портрета когнитивной модели субъекта обучения

183

7.3.2. Параметры физиологического и лингвистического портрета когнитивной модели средства обучения

189

7.3.3. Параметры психологического портрета когнитивной модели субъекта обучения

199

7.3.4. Параметры психологического портрета когнитивной модели средства обучения

218

7.3.5. Параметры лингвистического портрета когнитивной модели субъекта обучения

228

7.4. Обоснование выбора совокупности методов статистической обработки апостериорных данных

236

7.5. Корреляционный анализ

237

7.6. Регрессионный анализ

263

7.6.1. Набор независимых переменных включенных в анализ

264

7.6.2. (Не)стандартизованные коэффициенты и уравнения регрессии

271

7.6.3. Исследование согласованного изменения и взаимосвязи переменных

278

7.6.4. Анализ выявленных зависимостей между предикторами

306

7.6.5. Особенности и сравнительная характеристика полученных моделей

384

7.6.6. Анализ остатков линейной модели множественной регрессии

389

7.6.7. Вероятностные графики для модели множественной регрессии

411

7.7. Дискриминантный анализ

444

7.7.1. Описательная статистика по всем выделенным центроидам

445

7.7.2. Тест равенства средних показателей по группам для выявления включения переменных

454

7.7.3. Исследование ковариации и корреляции независимых переменных

456

7.7.4. Определение рангов центроидов выделенных классов

463

7.7.5. Собственные значения канонических дискриминантных функций

465

7.7.6. Особенности функций классификации дискриминантного анализа

467

7.7.7. Особенности расположения центроидов классов
в пространстве канонических дискриминантных функций

477

7.7.8. Особенности геометрического положения центроидов классов
в пространстве канонических дискриминантных функций

478

7.7.9. Анализ наличия неоднозначно классифицируемых значений

484

7.7.10. Анализ уровня качества классификации посредством
канонических дискриминантных функций центроидов классов

485

7.8. Кластерный анализ

486

7.8.1. Анализ связей между переменными

487

7.8.2. Анализ плана агломерации переменных

491

7.8.3. Анализ последовательности объединения переменных

496

7.9. Многомерное шкалирование

498

7.9.1. Определение количества шкал и степеней свободы

499

7.9.2. Конечные координаты переменных в пространстве функций шкалирования

502

7.9.3. Относительные и преобразованные расстояния (дистанции) независимых переменных

504

7.9.4. Положение набора переменных в пространстве функций классификации

510

7.10. Факторный анализ

512

7.10.1. Определение количества факторов

515

7.10.2. Решение проблемы общности и характерности

515

7.10.3. Полнота факторизованного пространства

515

7.10.4. Описательные статистики исходного множества переменных

516

7.10.5. Обычная и инверсная корреляционная матрица

517

7.10.6. Проверка адекватности факторизованного пространства

523

7.10.7. Транспонированные матрицы ковариации и корреляции

524

7.10.8. Начальные и конечные номинальные значения переменных

529

7.10.9. Начальные и конечные собственные значения

530

7.10.10. График двумерного рассеяния собственных значений и факторов

532

7.10.11. Анализ восстановленной корреляционной матрицы

535

7.10.12. Матрица компонентных нагрузок после вращения

541

7.11. Динамика результатов статистического анализа апостериорных данных исследования

544

7.12. Выводы и замечания по седьмой главе

561

Заключение

568

Библиографический аппарат

579

Перечень приложений

586

Приложение 1. Техническое описание (адаптивного) средства обучения для реализации
автоматизированного индивидуально-ориентированного обучения
контингента обучаемых по изучаемым дисциплинам,
типовые бланки электронной зачетной книжки для регистрации успеваемости обучаемого
и семантические модели сохранения и извлечения информации

587

Приложение 2. Техническое описание основного диагностического модуля для автоматизации
тестирования оценки уровня остаточных знаний контингента обучаемых

609

Приложение 3. Техническое описание прикладного диагностического модуля для автоматизации
диагностики параметров физиологического портрета когнитивной модели субъекта обучения

635

Приложение 4. Техническое описание прикладного диагностического модуля для автоматизации
диагностики параметров психологического портрета когнитивной модели субъекта обучения

662

Приложение 5. Личные карточки испытуемых для регистрации апостериорных данных
автоматизированного тестирования уровня остаточных знаний
и диагностики индивидуальных особенностей личности субъектов обучения
(физиологических, психологических, лингвистических и других)

716

 

 

 

«IIое международное мероприятие
"Нобелевского комитета"
(Королевство Норвегия и Королевство Швеция),
автора единой технологии когнитивного моделирования
и научного направления "Когнитивная информатика (компьютерная наука),
технология когнитивного моделирования
для системного и финансового анализа"
("АЕТ ТКМ СФА"), академика (естественных) наук
("ГМО "АКЕН"") Ветрова А.Н.,
"Международной академии наук Высшей школы" ("МАН ВШ"),
"Российской академии (естественных) наук" ("РА(Е)Н"),
"ГМО "Академии когнитивных естественных наук"" ("ГМО "АКЕН""),
"Администрации города Санкт-Петербурга" и "Правительства РФ"
при поддержке "Президентов РФ и иностранных государств"
за счет средств бюджета, спонсоров,
заинтересованных и "Нобелевской премии" –
процедура выступления с научными докладами и награждения
в организациях-участниках,
вручения дипломов, медалей и "Нобелевской премии"
в "Нобелевском комитете",
создания произведений как ценных памятников
архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства,
важных объектов исторического, культурного,
художественного и научного наследия
для (не)резидентов на международном уровне,
демонстрации достижений в области
технологии, архитектуры и строительства
в "Парке
50ти-летия Великой Октябрьской социалистической революции
им. В.И. Ульянова (Ленина)"
и "Санкт-Петербургском выставочном центре
им. Брежнева Л.И." ("СПбВЦ")
на "Выставке достижений науки и технологии
им. Собчака А.А." ("ВДНТ")
с проживанием в "Гостинице "Карелия"" ("Группа
гостиниц "Интурист"")»

[с 01 января 2013 г. до 31 декабря 2013 г.]

Text Box: «Российской академии (естественных) наук» имени Вениаминова В.Н.
Text Box: ГМО «Академия когнитивных естественных наук»
Text Box: «Системного и финансового анализа 
на основе технологии когнитивного моделирования»
Text Box: Научно-исследовательский институт

Проводится согласно письму от 27го декабря 2011 г. №A26-13-808834 и 27го февраля 2013 г.И-17399
в ответ на заявление «АЕТ ТКМ СФА», академика (естественных) наук («ГМО "АКЕН"») Ветрова А.Н. на имя
«Президента РФ» Путина В.В. и «Председателя Правительства РФ» Медведева Д.А. (загрузить),
а также согласно письму от
03.04.2014 г. №0020/291 в ответ на заявление от 25.03.2014 г. №460
от
«АЕТ ТКМ СФА», академика (естественных) наук («ГМО "АКЕН"») Ветрова А.Н. на имя
ректора
«СПбГЭТУ "ЛЭТИ"», д.т.н., проф. Кутузова В.М. и проректора по учебной работе «СПбГЭТУ "ЛЭТИ"»,
проректора по работе со студентами и социальным вопросам
«СПбГЭТУ "ЛЭТИ"», д.т.н., проф. Лысенко Н.В. (загрузить)
и
согласно моему заявлению от 16.09.2014 г. на имя руководства «АНО ВПО "МБИ"» (загрузить).